2018-04-02T13:26:40+03:00

Джульетта ОСТАЕВА: «Употребление языка в СМИ - дело тонкое и деликатное»

Невнимание общества к родной речи и ее культуре, местничество, нехватка квалифицированных национальных кадров - эти и другие темы, волнующие жителей Южной Осетии
Изменить размер текста:

«КОРЕНЬ ЗЛА»

- Недавно в одной из передач местного ТВ, посвященных проблематике национального языка, вы, опытный и высококвалифицированный преподаватель русского языка, продемонстрировали завидное знание осетинского литературного языка. Признаться, это стало для зрителей приятной неожиданностью, ведь с национальным языком у нас подчас не могут «справиться» даже узкопрофессиональные специалисты…

- Начну с того, что мой осетинский мог быть лучше. Считаю, что лексикон мой недостаточно богат, синтаксис - недостаточно гибок. Но одно я себе не позволю - разбавлять осетинскую речь ненужными иноязычными вкраплениями. Откуда такой осетинский? Из генетической любви, уважения к языку и себе, ответственности за свой народ, за свое языковое поведение, если хотите, достоинство. Мой язык - из дома, где говорили только по-осетински…

- Не меньший резонанс вызвала тогда и ваша реплика по поводу того, что во власти не должны находиться люди, не умеющие изъясняться на нормативном осетинском языке.

- Чиновник-осетин, какое бы высокое место он ни занимал, обязан доводить свои идеи, дела до каждого соотечественника на языке нашей общей страны. Говорят же свободно по-осетински глава нашей республики и несколько министров, а большинство чиновников вещают о лесе, животноводстве, посевах и др. на обожаемом мною русском - это неловко. Чиновник в Осетии должен общаться одинаково хорошо на двух языках - государственном и официальном. Об этом не спорят! Незнание одного из них государственным служащим - это недостаток его культуры и самоуважения. Конечно, это не относится к командированным в Осетию специалистам.

- В сложившейся ситуации невольно вспоминается поговорка о двух зайцах, еще никем, как известно, не пойманных. В чем вы видите «корень зла»?

- Знать хорошо два языка - очень нетрудно. Мне отвратителен макаронический, т. е. смешанный, язык, на котором, к сожалению, говорит слишком много наших сородичей. «Корень зла» я вижу в недостатке домашнего воспитания и неумении школьного учителя осетинского языка привить любовь к родной речи, в невнимании общества к родной речи и ее культуре.

- Джульетта Давидовна, а как вы относитесь к тому, что с определенного времени на местном ТВ наряду с нормативным языком стали использовать и кударское наречие, а на радио литературный язык, образно выражаясь, и «не ночует»?

- К кударскому наречию на ТВ отношусь отрицательно. Его произносительное своеобразие не есть показатель варианта национального литературного языка, а лишь очень небольшое отклонение от него в области произношения отдельных согласных, интонирования фразы. А ведь лексика, морфология, синтаксис не кударские, а общеосетинские, общелитературные. Вот и частные фонетические отклонения надо «подвести» под общую норму. Несколько произносительных «вольностей» не создают кударский литературный язык. Как не являются показателем североосетинского литературного языка кокетливые несуществующие мягкие согласные в речи некоторых дикторов ТВ.

Употребление языка в СМИ - дело тонкое и деликатное. Здесь необходимо строгое соблюдение норм. Удивительно, что на нашем телевидении нет лингвистов и актеров-консультантов с образцовой речью.

ОБ УЩЕЛЬНОМ ПАТРИОТИЗМЕ И МЕЛКОМ МЕСТНИЧЕСТВЕ

- Полтора года назад сбылась заветная мечта южных осетин о признании нашей республики. С самого начала национально-освободительного движения в качестве одной из главных мотивировок выдвигалась проблема разделенного народа. Однако сегодня можно услышать разговоры о том, что РЮО должна остаться независимым государством. А какова ваша позиция?

- Вопрос об объединении с РСО - Аланией не должен быть предметом дискуссии, потому что это есть одна из конечных целей нашей национальной идеи, которую я формулирую как укоренение на своих исторических территориях и решение государственных, этнических, социальных, культурных задач именно в качестве единого народа, каким осетины по определению являются. А ставится такой вопрос по неумению мыслить государственными масштабами. Ущельный патриотизм и мелкое местничество в таком малочисленном народе, как наш, - это просто карикатурно и недостойно.

- РФ оказывает нашей молодой республике всестороннюю помощь, в том числе и кадровую. Что, свои перевелись?

- Наш народ прекрасно понимает, какую огромную материальную, моральную и профессиональную поддержку оказывает Россия Южной Осетии. Безусловно, свои кадры не перевелись, но их явно недостаточно: масштабы восстановительных работ необъятны и требуют специалистов высокой квалификации. И они едут к нам из разных регионов Российской Федерации. Спасибо им!

У нас за 20 лет, к сожалению, произошла утечка кадров. Та часть молодежи, которую государство направляет в российские вузы, чаще всего не возвращается обратно. Хочется им сказать: пожалуйста, получайте хорошее образование, будьте активны и патриотичны, и вас с удовольствием будут приглашать на работу в Южной Осетии. А то у нас есть «кадры», вся сила которых исчерпывается критиканством на городских площадях - пользы от них ни на грош.

ПОЭЗИЯ КОСТА КАК СЛУЖЕНИЕ

- 15 октября мы отмечали юбилей великого сына осетинского народа Коста Хетагурова. Джульетта Давидовна, кто он - ваш Коста?

- Коста воплотил в себе лучшие черты осетина и стал символом нации. Он не только вобрал в себя все страдания своего народа и все его лучшие национальные проявления, но сумел еще и воплотить это в творчестве. Я отношу Коста к тем великим мировым гениям, которые понимали поэзию как Служение.

Коста достиг такой эстетической высоты, до которой, пусть меня простят его последователи, никто не поднялся. У меня сердце щемит каждый раз, когда я вспоминаю о нем, потому что Коста, будучи самым лучшим осетином, прожил самую тяжелую жизнь. Это противоречие вызывает у меня как человека очень большое страдание.

Еще мой Коста - это человек, который абсолютно честен в отношении своего народа. Кто еще мог написать стихотворение о человеке, крадущем собственную суму?! Видимо, имела место быть некоторая вороватость, раз он ее увековечил. Мы об этом почему-то мало говорим, но мне Коста такой очень нравится. Это накладывается на мою собственную нетерпимость к некоторым вещам. То есть Коста хорошо видел в людях те недостатки, которые вели к замедлению прогресса. А как он мечтал о том, что появится личность, которая поведет за собой народ вперед, к жизни без страданий! Он обращен в будущее - и это тоже мой Коста.

Для меня Коста - это великий магический поэт-мыслитель. Тайна его поэтического гения - только ему свойственное умение из обычных слов создавать невиданные сочетания - словесные образы, а из них - целый мир глубоких смыслов. Такие редкие художники принадлежат вечности. И мой народ подарил его читающему миру.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Республика Южная Осетия»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также