2016-10-11T19:10:04+03:00

Какие могут быть альтернативные источники финансирования учреждений культуры?

Объясняет доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Виталий Ковязин
Фото: Валерий СМИРНОВФото: Валерий СМИРНОВ
Изменить размер текста:

Эффективная культурная политика на государственном уровне невозможна без ее надлежащего финансирования. По официальным данным не все регионы Российской Федерации соответствуют социальным нормативам и нормам обеспеченности населения организациями культуры по их видам. Так, например, в 41 регионе нет театров юного зрителя, в 6 регионах - театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек нет театров оперы и балета. В 36 из 165 городов Российской Федерации с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальным нормативам, а в 33 из этих 165 городов театров нет вообще.

В сложном положении, требующем системного стратегического подхода, оказалась сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия. Согласно статистике, в сельской местности в 2014 году действовало около 72 тыс. учреждений культуры (80 процентов общего количества учреждений культуры Российской Федерации). При этом сеть сельских клубных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 процента (14,2 тыс. единиц).

При этом материально-техническая база значительной части сельских учреждений культуры, являющихся муниципальными, сформирована в 70-е - 80-е годы и в 42 процентах из них не обновлялась. Треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 32 процента требуют капитального ремонта, износ оборудования в среднем составляет 70 процентов.

Почему государство допускает такое плачевное состояние материально-технической базы учреждений культуры? Если государство не может самостоятельно из бюджетных средств обеспечить надлежащее финансирование учреждений культуры, то какие дополнительные законные внебюджетные источники финансирования можно использовать? Эти вопросы мы задали доценту кафедры гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидату юридических наук Ковязину Виталию.

По мнению ученого государство уделяет необходимое внимание вопросам государственной культурной политики. Свидетельством этому служит принятие Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Во исполнение данного указа Правительством РФ разработана Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года.

В 2000 - 2014 годах расходы на культуру и кинематографию в процентном отношении к валовому внутреннему продукту варьировались от 0,39 процента в 2000 году до 0,57 процента в 2014 году.

В целях выяснения объема финансирования культуры в настоящее время необходимо проанализировать цифры, содержащиеся в Федеральном законе № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год» от 14.12.2015 года, в котором были установлены основные характеристики бюджета Российской Федерации, нормативы распределения доходов между различными бюджетами бюджетной системы страны, источники поступления средств, а также направления их расходования. Какие же цифры заложены в бюджет России на 2016 год?

Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). Расходная часть бюджета составит 16 098,6 млрд. рублей. Предполагаемая величина Резервного фонда в 2016 году составит 5 507,1 млрд. рублей. За счет его средств планируется покрытие дефицита бюджета, который, согласно приведенным данным, составит 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП.

Кроме того, по данным Центробанка России, с 2008 по 2015 гг. отток капитала из России составил 628,5 млрд долл., причем только за 2014 г. - 152,9 млрд долл. (за 2015 г. - 58,1 млрд долл.)

Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета. Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом: 27,7% - социальная политика; 19,2% - оборона; 15,9 - национальная экономика; 12,7% - правоохранительная система; 7,2% - общегосударственные вопросы; 4,2% - межбюджетные трансферты; 4,1% - обслуживание государственного долга; 3,6% - образование; 3,0% - здравоохранение; 0,6% (100 млрд. рублей) - культура; 0,5% - СМИ; 0,5% - ЖКХ; 0,4% - физкультура и спорт; 0,4% - охрана окружающей среды.

Несмотря на то, что по сравнению с 2015 годом бюджетные расходы на культуру и кинематографию увеличились на 15,3 %, они не покрывают ее реальных финансовых потребностей. А если учесть имеющийся дефицит федерального бюджета в 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП, то вряд ли можно рассчитывать на увеличение объема бюджетного финансирования культуры. При этом необходимо отметить, что свою социальную функцию наше государство выполняет, ведь большую часть расходов бюджета составляют расходы на социальную политику (27,7%).

Таким образом наглядно видна необходимость привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования учреждений культуры.

Согласно ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

К и иным разрешенным законодательством Российской Федерации доходам и поступлениям можно отнести:

а) доходы от разрешенной государственным и муниципальным учреждениям культуры деятельности, приносящей доходы.

При этом, согласно ст.298 ГК РФ частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;

б) благотворительные пожертвования и спонсорские средства;

в) наследование имущества по завещанию.

Также, улучшить материально-техническую базу учреждений культуры возможно путем привлечения частных инвестиций на основании заключения соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По такому соглашению частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества. В сфере культуры объектом такого соглашения могут быть строительство и реконструкция театров, кинотеатров, музеев, библиотек, концертных залов, дворцов культуры и т.п.

Исходя из существующего мирового опыта, в том числе иностранных государств с развитой системой поддержки культуры из внебюджетных и иных альтернативных источников финансирования, в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года предлагается многоканальная система финансирования культуры, которая может включать в себя следующие (дополнительные к существующим) элементы:

г) нормативы бюджетного финансирования.

Это система гарантированных органами государственной власти РФ и субъектов РФ финансовых нормативов, предназначенных для обеспечения населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и иными услугами, а также других нормативов расходов соответствующего бюджета. Дифференцированные нормативы устанавливают в различных странах минимальные доли расходов на культуру в бюджетах всех уровней бюджетной системы государства для обеспечения, прежде всего, гарантий доступности для широких слоев населения культурных благ;

д) общенациональная лотерея в области культуры.

Это один из чрезвычайно распространенных в зарубежной практике механизмов привлечения в сферу культуры дополнительных негосударственных финансовых средств. Отчисления от общенациональной лотереи позволяют реализовывать многие социальные, гуманитарные, инфраструктурные проекты в сфере культуры.

Так 1. согласно ст.13 ФЗ «О лотереях» право проводить лотереи имеют Минфин РФ и получило Министерство спорта РФ с целью поддержки развития физической культуры и спорта (получили право накануне Олимпиады в Сочи);

е) эффективная система налоговых преференций.

Налоговая преференция означает предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика.

Мировая практика стимулирования меценатской деятельности базируется на системе налоговых преференций в отношении физических лиц, государственных и негосударственных организаций культуры, коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью в сфере культуры.

Так, например, согласно ст. 284.5 п.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка 0 процентов в соответствии с настоящей статьей применяется организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), в течение всего налогового периода;

ж) институт бюджетных назначений.

Институт бюджетных назначений позволяет привлечь в сферу культуры дополнительные финансовые вложения через законодательное предоставление права каждому налогоплательщику по его выбору направлять в пределах от 1 до 2 процентов его подоходного налога на поддержку культуры.

По сути это способ самостоятельного, заинтересованного участия граждан в формировании соответствующего бюджета путем направления части уплачиваемого ими подоходного налог на те социальные нужды, удовлетворение которых они считают необходимым. В частности, нужды культуры или даже конкретного учреждения культуры - Большого театра или своего местного театра, музея или кинотеатра. Такое право граждан необходимо законодательно закрепить в Налоговом кодексе РФ;

з) маркированные налоги.

Введение маркированных налогов в Налоговый кодекс РФ может предусматривать прямое направление в сферу финансирования культуры части отчислений от конкретных видов налогов и сборов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации. Согласно мировой практике в качестве таких налогов могут использоваться акцизы на алкогольную и табачную продукцию, доходы от тотализаторов и букмекерских контор и др.

Так, например, в Эстонии 1% доходов казино, а также доходов от реализации алкогольной и табачной продукции направляется на финансирование сохранения культурного наследия. Маркированные налоги на нужды культуры, в частности кинематографа существуют во Франции, Чехии;

и) фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) по видам культурной деятельности.

Создание фондов целевого капитала является перспективным направлением аккумулирования финансовых средств в целях долгосрочной поддержки сферы культуры. В ряде стран фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) на федеральном и региональном уровнях часто аккумулируют поступления от института бюджетных назначений и маркированных налогов.

В Российской Федерации правовое регулирование отношений по поводу фондов целевого капитала уже существует. Речь идет о Федеральном законе от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». В соответствии со ст.3 данного закона, формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения. Фонд целевого капитала снижает зависимость учреждения культуры от разовых пожертвований, так как создается стабильный источник финансирования в виде целевого капитала, управляемого на основании договора доверительного управления специализированной коммерческой организацией.

В целях недопущения реализации возможных рисков и угроз в сфере культуры необходимо преодолеть межведомственные, межуровневые и межрегиональные противоречия по вопросам культурного развития, а также существующие ограничения в вопросах ресурсного обеспечения и закрепить на законодательном уровне хотя бы отдельные альтернативные (внебюджетные) источники финансирования учреждений культуры, предлагаемые в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, даже в условиях дефицита федерального бюджета.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Новости Ставропольского филиала РАНХиГС»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также