2016-10-05T15:16:24+03:00

Власть и бизнес: новый повод для диалога

Комментарии заведующей кафедрой государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала РАНХиГС Анны Мининой
Изменить размер текста:

В настоящее время только на федеральном уровне насчитывается более 30 федеральных контрольно-надзорных органов, а также более 10 тысяч региональных и муниципальных органов контроля. На федеральном уровне действует более 96 тысяч инспекторов.

Между тем государство в последние годы предпринимает немало усилий по сокращению практики тотального контроля за счёт внедрения системы управления рисками.

Распоряжением Правительства от 1 апреля 2016 года № 559-р утверждён план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-17 годы. Реализация данного документа направлена на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

На начало 2016 года система управления рисками использовалась в той или иной мере при осуществлении 12 видов федерального государственного контроля. Сути данной системы можно охарактеризовать следующим образом. Каждый подконтрольный субъект и объект будут отнесены к конкретному классу опасности. В результате периодичность плановых проверок, виды проверок их продолжительность и содержание, а также размеры административных наказаний будут зависеть от класса опасности.

Риск-ориентированный подход заключается в концентрации основных усилий контрольно-надзорных органов на проверки именно тех субъектов (объектов) которые являются потенциально наиболее опасными. Такая концентрация обеспечивается установление повышенных требований: наличие страхования ответственность, системы производственного контроля, оповещения об авариях и т.д. Следует заметить, что класс опасности субъектов (объектов) будет зависеть не от масштабов деятельности хозяйствующего субъекта, а исходя из значений интегрального показателя.

Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Переход от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям позволит увеличить процент охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Бизнес-новости»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также