Одним из приоритетов социальной политики России в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение образования.
Согласно Закону об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В настоящее время в Ставропольском филиале РАНХиГС разработан план мероприятий по развитию инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя:
- организационные мероприятия;
- мероприятия по кадровому обеспечению;
- мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений филиалов и безопасного в них нахождения;
- мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса;
- мероприятия по адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Таким образом, в Ставропольском филиале РАНХиГС создается универсальная безбарьерная среда, которая сможет обеспечить получение образовательной услуги всеми маломобильными категориями инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) и предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания. Для этого создан Центр по организации работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Следует заметить, что сегодня в России не во всех зданиях учреждений образования, построенных без учета основных требований безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, возможно создать универсальную безбарьерную среду посредством реконструкции, капитального ремонта. Исходя из этого целесообразно включить в план мероприятий по созданию универсальной безбарьной среды прежде всего те здания общеобразовательных учреждений, которые требуют наименьших затрат и подлежат реконструкции. Эти учреждения и будут являться базовыми общеобразовательными учреждениями по созданию универсальной безбарьерной среды.