Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+23°
Boom metrics
Общество16 марта 2015 15:00

Общественные слушания нового закона о Кавминводах: эксперты боятся застройки охраняемых зон

И просят депутатов Госдумы прислушаться к их мнению
Источник:kp.ru

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Борьба за земли Кавминвод идет давно: то тут кусок отгрызут, то там. Примеров незаконных строек хватает, но федеральный закон №309 «Об особо-охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» мешает совсем уж бесконтрольному строительству. Закон делит города-курорты на природоохранные зоны: в первой нельзя строить ничего, во второй можно только курортные и оздоровительные объекты.

Чиновники, естественно, пытаются изменить назначение земель. Вот лишь несколько известных примеров. В 2005 году 37 га леса во второй горно-санитарной зоне на Машуке перевели в нелесную зону, вырубили ореховую рощу и застроили коттеджами и пансионатами. В 2012 году чиновники Пятгорска и Ессентуков пытались пересмотреть природоохранные зоны, но не смогли из-за сопротивления прокуратуры, которая с 2012 по 2014 годы предотвратила 30 незаконных строек в охранных зонах. А чего стоит безобразная застройка источника №4 в первой природоохранной зоне Пятигорска? Или «Шахматного домика» в парке Кисловодска?

В июле прошлого года на федеральном уровне решено было принять два новых законопроекта о Кавминводах, в которых разработчики предложили изменить режим использования природоохранных зон. Это вызвало критику экспертов на Ставрополье.

- Документ как будто написан для «чистого поля», а не для сформированного за 200 лет курортологического комплекса с развитой системой добычи и эксплуатации гидроминеральных ресурсов, - заявил на общественных слушаниях законопроектов член Союза защиты курортов, гидрогеолог Владимир Супруненко.

Председатель Общественной палаты Ставропольского края Николай Кашурин отметил, что к участию в разработке законопроекта не были привлечены специалисты в области бальнеологии, геологии и курортологии.

- Законопроекты подготовлены келейно. Жители региона узнали об их существовании уже после первого чтения, - сказал Кашурин.

Выступающие на слушаниях обратили внимание на то, что проекты разрабатывал комитет по земельным отношениям и строительству.

- По новому закону, в первой охранной зоне можно будет заниматься и туристско-рекреационной, и спортивной, и культурной деятельностью, - изложил свое понимание законопроектов член комиссии общественной палаты Ставрополья по экспертизе законодательства Роман Нутрихин. - Меняется также режим второй зоны. Там хотят разрешить любую деятельность, существенно не ухудшающую состояние окружающей среды. То есть если сегодня у нас во второй зоне находятся только санатории и парки отдыха, то после принятия закона там начнут строить торговые центры. В третьей зоне предлагается вообще допустить любую деятельность, которая не вредит зеленым насаждениям и не загрязняет атмосферу. Но у нас основными ресурсами являются не зеленые насаждения и атмосфера, а именно недра. Допускать любую деятельность там, где происходит водосбор и формирование источников минеральных вод, - значит, ставить их под угрозу. Формально там можно и свалку сделать.

Помимо изменения статуса охранных зон Кавминвод экспертное сообщество края беспокоит и то, что большинство основных полномочий, в том числе по распоряжению землей и недвижимостью КМВ, планируется передать специально создаваемому акционерному обществу, наподобие госкорпорации, управляющей курортами Северного Кавказа. Выступавшие на слушаниях увидели в этом перспективу «скрытой приватизации» Кавминвод.

Напомним, ранее министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов во время визита на Ставрополье опроверг домыслы о том, что новый закон о Кавминводах поменяет структуру управления регионом.

- Полномочия по управлению регионом не изменятся, - заявил Кузнецов. - Моя принципиальная позиция заключается в том, что Кавказские Минеральные Воды - это комплекс муниципальных образований, которые в первую очередь входят в Ставропольский край, и вся система управления ни в коем случае не должна меняться. Она будет осуществляться в разрезе тех полномочий, которые сегодня регулируются уже существующими законами.

ПОДСЛУШАНО НА РАДИО «КП»

«Лучше отдать Кавминводы в федеральное управление»

Будущее Кавминвод обсуждали и в эфире радио «Комсомольская правда» в Ставрополе на 105,7 Fm. Вот что рассказали дозвонившиеся в прямой эфир.

- Удивляться нечему, за последние 20 лет власти края расписались в бессилии решить вопрос Кавминвод. Там уникальнейшая природа и лечебно-оздоровительная инфраструктура. Я не понимаю, как можно не использовать все это.

Иван.

- Если Кавминводы уйдут из подчинения Ставрополья, там же надо будет создать свои министерства и ведомства, строить здания, платить зарплату новым чиновникам. Откуда взять деньги и кому будет лучше? Узкой группе людей, которые будут делить бюджеты и зарплаты?

Андрей.

- От нас пытаются оторвать один из жирных кусков.

Павел.

- Мне кажется, лучше всего отдать и Кавминводы, и в целом Ставропольский край в федеральное управление. У нас бардак везде и никогда это не кончится. Никто ничего не делает.

Михаил.

- Кавминводы Ставрополью нужны, но Кавминводам не нужен Ставрополь. Я за то, чтобы отделили КМВ и сделали отдельным регионом. Если так будет, то я перееду жить в Пятигорск.

Андрей.

- Я считаю, что необходимо провести референдум. Нужно собирать земли, а не разбрасывать их. Потомки этого не простят. Во главе КМВ нужно ставить людей, любящих свою Родину, которые не позволят, чтобы творился хаос на земле.

Ольга.

- Грустно и очень печально все это слышать. Явно, что этот вопрос лоббируется какими-то очень богатыми людьми. Если КМВ отделят от Ставрополья, то это будет преступно.

Любовь.

- КМВ должно жить по особым экономическим законам - это же курортный регион. Часы реализации алкоголя, налогообложение и все остальное.

Ольга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что будет с Комсомольским парком в Пятигорске?

Памятник бесхозяйственности и упадку - так сейчас называют Комсомольский парк жители столицы СКФО. Единственный когда-то зеленый островок в микрорайоне «Белая ромашка», этот парк сейчас напоминает некую аномальную зону. Часть его - огромный полигон непонятного назначения размером в более, чем 2 га, который стоит в сердце густонаселенного микрорайона курортного города. Там, где когда-то шумели деревья, теперь торчат одни пеньки. Там, где были дорожки, лежат груды камней. Бывшие тротуары превратились в опасные тропы - ходить по ним точно не стоит (подробности).